?

Log in

No account? Create an account
chłopiec malowany

Февраль 2014

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728 

Метки

Разработано LiveJournal.com
kotwica 2

Варшавские этюды (14): Эпилог


ВАРШАВСКИЕ ЭТЮДЫ



 

Эпилог

 

Мои труды завершены. Они ничуть меня не утомили. Напротив, помогли развеяться и немножко прийти в себя. Не так уж сложно сочинить десяток с лишним текстов – если ты наделен умом, если ты образован и если ты небездарен. И когда у тебя имеется что и кому сказать.
         

          Легко догадаться, что говорил я прежде всего с тобой. От первой до последней строчки. Иногда обиженно и зло, но чаще с еще неизжитой любовью. Прочие были зрителями и слушателями. Благодарными. Равнодушными. Смущенными. Ошарашенными. Судьба у меня такая – общаться с тобою на людях. Иначе не получается.

От первых записей до завершения моих арабесок прошло шестьдесят пять дней. На два дня больше, чем продолжалось восстание*, с юбилеем которого совпало их написание и представленные в них события. Так получилось случайно, я думал – управлюсь быстрее. Но каждый этюд разрастался, потому что хотелось сказать о том, о другом, о третьем. Иногда не писалось. Зачастую бывало некогда. Ты понимаешь, ты умная.

Теперь я задумался о новом названии. «Варшавские этюды» – скорее подзаголовок. «Три недели в „Хере”»? Звучит, как «Три сезона в пекле». «Чудо над Вислой»? Но чуда не случилось. «Moment prawdy»? Где-то уже слышал. «Бельведерская, 26»? Ассоциируется с политикой. Может быть, «Август»? Не знаю, еще подумаю.

 

******

 

Иногда, просыпаясь утром, я осторожно прикасаюсь к душе. Деликатно, кончиками пальцев. Удивительно, нигде не болит. В самом деле нигде. Совсем. Тут не болит, тут не болит, тут… Ну разве что вот здесь, два сантиметрика налево, тут да, еще немного саднит. Однако не так, как прежде. С этим возможно жить.

 

******

 

На прощание хочу рассказать тебе об одном любопытном феномене. Вполне научном, я ведь какой-никакой, а научный работник. Двадцать восьмого августа, в Москве, я просмотрел новый диск, купленный на Маршалковской, прямо перед отъездом. Последний фильм с твоим участием, которого раньше не видел.

Фильм был совсем не плохой. Прикольный, сказал бы я. Самый раз для студенток с претензиями. Но дело не в фильме. Дело во мне. Увидев тебя, я ничего не почувствовал. Ни щемящей нежности, ни безумной любви, ни радости, ни восторга. Невероятно.

Эффект показался занятным. Захотелось верифицировать. Я поставил еще один фильм. Снятый давно, в 2002-м. Когда ты была совсем еще соплюшкой. И снова ничего не ощутил. Словно бы видел не ту, что постоянно была в моих мыслях на протяжении полутора лет, а кого-то совсем иного.

Не скажу, что отмеченный факт сильно меня обрадовал. Я, конечно, стремился к излечению, но так быстро, так радикально? Неужели то всё, что сидело во мне, грело и вдохновляло, терзало меня и мучило, смогло испариться за какие-то несколько дней? Моя любовь, самая ясная и самая светлая, испытанная мною на протяжении жизни... Я был обескуражен. Я, говоривший, что ничто никогда не изменится, и только желавший обрести независимость, – я за комично короткий период утратил свое прекрасное, возвышенное чувство, которым, скажу не стыдясь, гордился. Oops.

Я осторожно продолжил эксперимент. Чтобы не рисковать, взял мой самый любимый твой фильм, 2005 года. Тот самый, ты помнишь который. Начал смотреть с опаской. Титры, деревья, твой голос, тоска беспросветная… Не сразу, через несколько только минут, но что-то опять ощутил. Непонятную радость, дурацкое умиление. Смешная и глупая Госька, до чего ж ее бедную жалко...

Постепенно, в течение недели (свободное время было, я долго сидел без работы), привычная норма восстановилась.  Я снова смотрел на тебя с удовольствием. Моя любовь к тебе не умерла.

Но кажется, она перестала быть тем сумасшедшим чувством, что сжигало и лишало меня сна начиная с апреля прошлого года. Она опять стала тем, чем была когда-то, на протяжении многих лет. Когда я тоже тебя любил, но больше не kochał, а lubił, не loved тебя, а liked.

На данном уровне я попытаюсь вышеозначенное чувство зафиксировать.

 

******

 

Моя объяснительная записка окончена. С нею окончен довольно долгий период жизни. Год, шесть месяцев, четыре дня. В первые его недели ты была моею бессонницей, потом – моею мечтой и химерой. Под конец ты стала моим вдохновением.

Черт побери, ты только подумай, Госька! Последних два месяца ты была – смешно ведь, правда? – моей настоящей музой. В подлинном, а не медийном смысле слова. Отныне ты моя навсегда – хотя бы в качестве героя этой книжки.

 

******

 

Постараюсь больше ни в кого не влюбляться. Теперь у меня получится.

 

[Москва, 28 августа – 15 октября 2009]

 

                                               KONIEC

 

Варшава – Москва, 11 августа – 15 октября 2009

 

 

Примечание

 

*Если считать его концом 2 октября, когда командование АК выслало эмиссаров для ведения переговоров о почетной капитуляции. Соглашение о прекращении огня было подписано 3 октября (на 64-й день восстания). Последние отряды повстанцев покинули город пятого числа (на 66-й день).

 

Картинка

 

Марш 13-го Виленского уланского полка. Кадр из к/ф «Хроника любовных происшествий» (Kronika wypadków miłosnych. Реж. Анджей Вайда, Andrzej Wajda, 1985). В роли командира – художник по костюмам и консультант по военным вопросам Анджей Шенайх (Andrzej Szenajch, Schoeneich)

 

Марш Первой бригады можно услышать здесь:

http://www.youtube.com/watch?v=FeSDZbRstu4

http://www.youtube.com/watch?v=biNSl1-z2EU

http://www.youtube.com/watch?v=duBSN--9Ups

 

[В первой кустарной видеокомпозиции использованы военные сцены из фильма Филиппа Байона (Filip Bajon) «Канун весны» (Przedwiośnie, 2001, экранизация одноименного романа Стефана Жеромского). Поскольку батальных эпизодов в этом не самом богатом фильме немного, видеокомпозитору пришлось троекратно использовать отдельные кадры. Главный герой, Цезарий Барыка (Матеуш Даменцкий, Mateusz Damięcki), отважно борыкается на них с большевизмом. Бьется с красными барбажиньцами за Европу чисто как я за Госю.]

Comments

С удачным завершением Варшавских этююююдов;-))))

P.S. любить прекрасно!!!
Спасибо, Маша! Вы великодушны. Фактически стали моим первым рецензентом (если говорить о вещи в целом). Вы всё прочли или избранные места?

P.S. Любопытно, какие вы сегодня предметы прогуливаете?

Хахаха, истинный преподаватель!)))) Сегодня я ничегошеньки не прогуливаю:-Р мы на 4 курсе учимся только 4 раза в неделю! так что я отдыхаю по этим дням и вожу машинку в автошколе!
Прочла 5,6,7 главу! Интересно читать, когда про войну пишется не просто сухим тектом со специфической лексикой, но и с эмоциями людей... В этом плане "Войну и мир" или "Тихий дон" я разборчиво, например, читала.
5, 6, 7 главу чего? Неужто "Херсонеса"? Маша, я в умилении. Признаюсь честно, мне хотелось написать так, чтобы и девочки могли прочесть. Или вы все же об "Этюдах"? (Пора менять название, его уже использовал Солоухин). Но тут вроде не про войну. Значит, все же "Херсонес"?

Что касается занятий, то я конечно же пошутил. Да и какой я преподаватель? Сатурик.
да, Скифскую степь и Путешествие с Грубером:-)
Спасибо, Маша. Продолжайте в том же духе. Я потом читательскую конференцию устрою.

(Анонимно)


Oh essere anche noi
la luna di qualcuno!
Noi che guardiamo
essere guardati, luccicare.
Sembrare - da lontano -
la candida luna
che non siamo.
Sei tu, Vittoria?

http://www.italian-poetry.org/lamarque.htm

Ma perché hai tali associazioni?