?

Log in

No account? Create an account
chłopiec malowany

Февраль 2014

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728 

Метки

Разработано LiveJournal.com
szwolezer sewastopolski

Србе на врбе? (3) Грушка: не в Риме, так в Лодзи

БАЛКАНСКИЙ СЛЕД КАРОЛИНЫ ГРУШКИ

KTO OBRAZIŁ KAROLINĘ G.?

 


Будучи не в силах забыться сном, грушкологическая мысль продолжает работать. Представляем новые результаты нелегких изысканий. Впрочем, начнем со старых, которые всё недосуг было обнародовать. От своих комментариев постараюсь воздержаться. Тем более что сам я фильма пока не видел, а рецензиям доверять не склонен.

 

Итак, 28 октября нам стало известно, что пресловутая «Резолюция 819» была показана по французскому телевидению.

 

[См. здесь: http://www.stopklatka.pl/wydarzenia/wydarzenie.asp?wi=49943

«Rezolucja 819» z Gruszką w tym roku w Polsce? Są zdjęcia

28 października 2008] 

 

Стоп-кадр сообщает, что пока неизвестно, станут ли этот фильм показывать в кинотеатрах, но французские телезрители уже познакомились со злодеяниями нации убийц на своих голубых экранах. Обещают, что к концу года всю правду о кровавых сербах узнают и зрители польского TVN, одного из польских сопродюссеров шедевра.

 

Французская пресса в целом творением Баттиато довольна – он напомнил о несколько позабытом злодеянии в Сребренице. Согласно «Фигаро», фильм «великолепно популяризирует историю боснийской войны для широкой публики, в том числе для молодых, которые уже, возможно, позабыли о трагедии, происходившей на их глазах полтора десятка лет назад в сердце Европы». [У Европы, надобно признать, весьма обширное сердце.]

 


Левая газета «Либерасьон» хвалит режиссера за профессионализм и за передачу атмосферы военного кошмара. Упрекает его, однако, в исторических упрощениях. «Все сербы в фильме злы и отвратительны», – пишет «Либерасьон» и напоминает [офигеть!], что «также в Белграде были честные люди». [Вспоминается, название картины Гойи «Какое мужество!» Но обольщаться честностью «Либерасьон» не стоит. Честных они видят не среди тех, кто, сражаясь за сербское дело, осуждал военные преступления «своих», – а среди сербских компрадоров, осуждавших всякое сербское сопротивление как таковое.]

 

Вскоре после этого польский Занусси и итальянский Баттиато получили награды в Риме.

 

[http://www.stopklatka.pl/wydarzenia/wydarzenie.asp?wi=50094

«Rezolucja 819» i «Serce na dłoni» nagrodzone w Rzymie

1 listopada 2008]

 

За роль некоего олигарха у Занусси, кстати, получил награду и наш Богдан Ступка. О фильме Баттиато сказано, что его фильм о следствии по делу об убийстве 8 тысяч мусульман в июле 1995 года потряс публику фестиваля невиданным, ужасающим реализмом. Итальянская пресса писала, что  режиссер не щадит зрителя, показывая драму гражданских лиц, расстрелянных по приказу командования боснийских сербов. [Далее о ролях Бенуа Мажимеля и Каролины Г., о чем я уже писал.] «В фильме появляется также мотив злодеяния в Катыни, о котором рассказывает французскому полицейскому его польская сотрудница». [Звучит пугающе.]

 

И вот, наконец, свершилось… В Польше, на лодзинском фестивале «Plus Camerimage» состоялся первый показ. Судя по дате публикации (понедельник, 1 декабря), это произошло 28, 29 или 30 ноября. Скорее, я так думаю, в пятницу или субботу. Фрагмент пресс-конференции можно увидеть здесь:

 

http://www.stopklatka.pl/wydarzenia/wydarzenie.asp?wi=50895&klik=powiaz

Pierwszy pokaz w Polsce filmu «Rezolucja nr 819»

1 grudnia 2008

 

Ничего особенного там не говорят, куда интереснее наблюдать за Грушкой. Вот она проходит, садится, и какая-то вся грустная, прямо горем убитая. Фильм не понравился? В Лодзи погода плохая? Вот, пытается улыбнуться, вежливый все-таки человек, нельзя не улыбаться, когда к тебе обращаются. Но сил хватило, увы, ненадолго. Столпы общерусского грушковедения обескуражены и морально подавлены. Ничто не в силах изгнать тревогу из их удрученных сердец. Кто обидел лучшую из лучших? Публика? Рецензенты? Покажите нам этого человека – и мы заклеймим его беспощадным позором!

 

Однако Каролине Г. достало мужества высказаться о фильме. Подлинный профессионал не сдается. И умеет сделать (по крайней мере, изобразить) всё. Пусть и с трудом. Грушкины risate a denti stretti можно увидеть здесь:

 

http://www.stopklatka.pl/wydarzenia/wydarzenie.asp?wi=50896&klik=powiaz

Plus Camerimage. Karolina Gruszka o "Rezolucji nr 819"

1 grudnia 2008

 

В комментарии среди прочего сообщается, что Каролина Грушка понемногу становится наиболее востребованной за границей польской актрисой (об этом регулярно извещают последние года четыре, и сомнений это, собственно, не вызывает; можно бы и успокоиться, но надо ж о чем-то писать).


И наконец, первая польская рецензия. Коротко, но сурово.

 

http://www.stopklatka.pl/wydarzenia/wydarzenie.asp?wi=50884

Plus Camerimage. «Rezolucja nr 819» ofiary wojny

1 grudnia 2008

 

Даю перевод.

 

«Резолюция 819» – это итальянская (совместно с Францией и Польшей) попытка показать сложность балканского конфликта. Темой фильма является жестокость войны и стремление международных наблюдателей  добиться наказания виновных в одном из крупнейших преступлений в истории человечества.

 


Фильм Джакомо Баттиато рассказывает о вскрытии французским полицейским Кальвезом массовых захоронений на территории и в окрестностях Сребреницы. Трагедия 8 тысяч убитых и их близких произошла в 1995 году несмотря на то, что был издан акт (заглавная резолюция), который был должен защитить мусульманскую часть балканского населения. [Так в тексте, ну не специалисты писали по боснийской войне; им что Сребреница, что вся Босния, что Балканы вообще…]

 

При просмотре произведения Баттиато уже в первые минуты возникают ассоциации с польской «Катынью». Не только потому, что семью одной из героинь (Клары Гурской) коснулось катынское злодеяние, но главным образом потому, что и в итальянском фильме нет героя, с которым зритель мог бы себя идентифицировать. Кроме того сценарные огрехи не позволяют зрителю пережить эту трагедию с должным уважением и вовлеченностью.

 

Рассказ о подобной драме – дело нелегкое. Создатели фильмов такого типа всегда стоят перед трудной задачей – как показать жертвы и их семьи, чтобы избежать излишнего пафоса, как изобразить преступников, чтобы не обелить их мутным психологизмом. Если говорить о фильмах последних нескольких лет, то примером первого типа, в моем восприятии, является «Катынь», второго – «Untergang» [известный у нас как «Бункер»]. Баттиато также не справился со столь «великой» темой. Показ расстрела, тысяч тел и плачущих женщин – это, вероятно, неотъемлемый элемент фильмов на столь драматическую тему. Однако – и здесь бы я не хотел вызвать недовольство участников «Plus Camerimage» – человек жив не одной лишь картинкой. Посредством видеоряда в голову вкладываются и повторяются (например, при помощи таблиц) все факты – кто дает признания, кто виноват, кто арестован.

 

Естественной реакцией на происходящее становится падение барьера переносимости у иностранцев, раскрывающих массовые убийства. По замыслу авторов, это должна иллюстрировать сцена, в которой упомянутая Клара отходит от стола в морге и выбегает в ванную комнату. К сожалению, героиня совершает это действие столь внезапно, что по причине отсутствия явных признаков кризиса, выглядит просто смешной. В следующую минут она вылетает в коридор и целует Кальвеза. Это также может показаться забавным, поскольку и тут зритель не успевает сориентироваться, что между ними развивается какой-то роман. Авторы переоценили логику эмоций: эмоциональность и диалоги оказались слабейшими сторонами этого фильма.

 

«Резолюция 819» – это историческое полотно, четко занимающее сторону жертв.  Жалко лишь, что в домашнем киноархиве его скорее следует поставить на полку с надписью «Просвещение», а не с надписью «Драма».

 


[Такая вот рецензия. Немножко бестолковая, как все скороспелки. Но ясно одно – фильм автору не понравился, и для этого, видимо, были основания, самим автором не вполне понятые, что бывает отнюдь не редко. Объяснение того, почему ему не понравилась «Катынь», тоже довольно невнятное, но опять же ясно – не понравилось. Как, кстати, и мне – и вовсе не по причине темы или ее трактовки. Правда немецкое «Крушение» мне весьма симпатично, это удачный фильм, и опять же независимо от темы, трактовки и неизбежных банальностей на тему Холокоста. В любом случае, одна рецензия погоды не делает. Но все равно занятно.]

Comments