?

Log in

No account? Create an account
chłopiec malowany

Февраль 2014

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728 

Метки

Разработано LiveJournal.com
p'janyj miedwied' w piłotkie

необходимость мифа


ЗАКАТ БЕЛОГО СОЛНЦА
И СМЕРТЬ НЕУЛОВИМЫХ




Хвастаюсь ученице, умной студентке-медичке, будущему венерологу, двадцати двух лет, со способностями к языкам:

"Позавчера закончил революционную драму. Про польскую барышню (una signorina polacca), которая работает машинисткой в чрезвычайной комиссии одного городка на Днепре".

Предвкушаю, как переведу на русский  "la comissione straordinaria" и медичка удивится - надо же, польская девушка в чрезвычайной комиссии. Перевел. Реакция - ноль. Продолжаю предвкушать - вот сейчас расшифрую, и тогда... Дополнил "чрезвычайную комиссию" словами  "по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности". Реакция та же. Сократил формулировку до "ЧК". Прежний эффект.

"Вы правда не знаете?"
"Нет".
"Слово "чекист" вам тоже ни о чем не говорит?"
"Говорит". (1)
"И кто это?"
"Не знаю".

Вот такой получился облом. С потенциальным, можно сказать, читателем.

С другой же стороны, чему я удивляюсь? Совсем недавно, объясняя двум моим студенткам-филоложкам значение книжки Александра Каминского "Камни на шанец", я назвал ее польской "Молодой гвардией" - и тоже не был понят. Не знали они никакой "Молодой гвардии". Для них этой мифологии больше не существует.

Из этого вовсе не следует, что следует всё бросить. Ведь дело не только в неизбежной смене поколений и мифов. Налицо культурная дезинтеграция в рамках одного поколения, утрата элементов общего языка. Аналогов анекдотов про Чапаева более не появится - исчезнет общий герой. Но отдельные герои в отдельных группах сохранятся. Где-то ими будут красные и белые, Врангель, Пилсудский и Троцкий. Без читателей я не останусь.

Заранее благодарен Ежию Гофману - он вскорости напомнит публике о советско-польской войне, попытается возродить антисоветский польский миф, и у меня опять появится, что опровергать. Главное, чтобы его "Варшавская битва 1920 года" была достаточно талантливой и стала произведением современного искусства, коего критерии, как известно, определяют не искусствоведы.

P.S. Баськин портрет я медичке показывать не стал. Всё равно не оценит. Что она понимает в историческом костюме? (2)
____

1. О Путине?
2. А я вот не знаю нынешних мифов. Бэтмен, Поттер, "Аватар". Но разве нынешние мифы это мифы? В них не верят даже маленькие дети.

Тем не менее "Аватар" я посмотрю. Пусть и рискуя умереть с тоски.

Comments

:))) Весьма показательный случай. Что ж, у каждого века свои мифы. Недавно совсем прочёл у Белинского: "Народность обыкновенно выпускается у нас из плана воспитания: часто не только юноши, но и дети знают наизусть отрывки из трагедий Корнеля и Расина и умеют пересказать десяток анекдотов о Генрихе IV, о Людовике XIV, а между тем не имеют и понятия о сокровищах своей народной поэзии, о русской литературе...". Хоть сказано это было по несколько иному поводу, но, пожалуй, вышеозначенная примета не только лишь нашему времени свойственна :)
Отчасти так. Однако мне кажется, что мы в настоящее время утрачиваем даже самые элементарные общие представления. В сущности - по-настоящему массовую культуру. Причины объективны. Некоторые даже вполне уважительны. Но всё равно досадно. Впрочем, взамен мы получили многообразие, плюрализм и кучу телевизионных каналов вместо двух-трех, которые в свое время во многом и обеспечивали общий фон. Тоже неплохо.

Словом, как бы к носу Никанора Ивановича да приставить нос Ивана Кузьмича. :)
Я с Вами вполне согласен, но, если рассматривать причины этого, то, на мой взгляд, они вполне закономерны, и современное состояние нашего общества - это не более чем реакция на тот советский дух коллективизма, который царил ранее. Исторически, как мне кажется, это вполне последовательно.

Обидно другое... Обидно, что те деятели искусства, которые сегодня правят бал, совершенно не стремятся уравновесить сложившееся. Книги и фильмы нынче почему-то не дают читателю той эрудиции, в них нет той интеллектуальной вневременной преемственности, которая издавна была важной составляющей искусства. Взамен предлагается лишь ненавязчивая фантазия (это только мне кажется, что сейчас у среднестатистического читателя в моде исключительно фантастика или фэнтэзи?)...